Концепция развития охранной деятельности через механизм саморегулирования.

 

Концепция

развития охранной деятельности через механизм саморегулирования.

 

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

II. РОЛЬ И МЕСТО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ  СФЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.

III. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СРО В СФЕРЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

IV. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

V. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СРО В СФЕРЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

VI. СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ СРО - ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

VII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СРО С ТПП РФ.

VIII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СРО С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.

 

 

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Концепция развития охранной деятельности через механизм саморегулирования (далее по тексту – Концепция) подготовлена с учетом необходимости создания правовых, методологических, финансовых и организационных условий для становления и развития института саморегулирования как инструмента формирования цивилизованного рынка охранных услуг безопасности.

Настоящая Концепция содержит краткий анализ состояния деятельности саморегулируемых  организаций  на российском рынке услуг, раскрывает перспективы дальнейшего развития охранной деятельности, формирования её как отрасли по оказанию услуг в Российской Федерации.

Она содержит предложения по реализации комплекса мер в области государственной поддержки и координации рынка охранных  услуг с учетом интересов всех его участников, как  производителей и потребителей услуг, так и органов осуществляющих надзорные и контролирующие функции.  

В своей основе Концепция нацелена на развитие саморегулирования в охранной деятельности с использованием уже имеющихся законодательных и нормативных механизмов реализации, значительных ресурсов частных охранных предприятий  и объединений предпринимателей  в России.

Реализация концепции будет содействовать развитию саморегулирования в охранной деятельности в регионах Российской Федерации и обеспечивать саморегулируемым организациям, объединяющим частные охранные предприятия на добровольной основе,  устойчивое правовое, экономическое состояние, повышение профессионализма, технической оснащенности их членов, гарантий качества производимых ими  услуг, завоевание авторитета у потребителей услуг.

Основаниями, устанавливающими целесообразность создания и принятия Концепции развития саморегулирования в сфере частной охранной деятельности являются:

  • создание в соответствии с Конституцией Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности, оказания услуг,  защиты частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности, жизни и здоровья граждан;
  • масштабность и многоаспектность проблемы развития негосударственной системы обеспечения безопасности с использованием  саморегулируемых организаций, объединяющих на добровольной основе частные охранные предприятия;
  • существенная сложность деятельности  субъектов негосударственной системы безопасности (НСБ),  как объекта регулирования и управления, связанного со спецификой оказания охранных услуг на различных объектах экономики, социальной сферы и хозяйствования, обеспечения сохранности материальных ценностей вне зависимости от форм их собственности;
  • возросшая необходимость комплексного решения проблемы, с учетом её значимости  влияния на социально-экономическое развитие отраслей производства, развития общества, частного предпринимательства, безопасность организаций, учреждений, коллективов и отдельных граждан, сохранность имущества и материальных ценностей;
  • острота системного многоаспектного  характера  самого процесса становления саморегулирования в охранной деятельности с учетом возросших объёмов охранных услуг и требований к их качеству на национальном рынке услуг, появлением международных конкурентов – производителей подобных  услуг, имеющих развитую индустрию безопасности;
  • необходимость встраивания в международную систему обеспечения безопасности,  в основном использующей системы саморегулирования,  с учетом перехода на международные стандарты и правила оказания услуг, а также экономических, организационных аспектов, изменения  и переработке существующих нормативных правовых актов;
  • необходимость повышения гарантий и качества оказания охранных услуг потребителям, защите их интересов, повышения производительности и улучшения условий труда в охранной деятельности на основе использования современных технологий, привлечения инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников, для становления и развития охранной отрасли в Российской Федерации;
  • назревшая необходимость изменения регулирования данного вида деятельности и координации усилий органов государственной власти, министерств, ведомств  и саморегулируемых  организаций, объединяющих  частных предпринимателей охранного сообщества (охранной отрасли) на принципах цивилизованных, международных правил предпринимательской и профессиональной деятельности на рынке охранных услуг.

В концепции учитываются материалы анализа данных развития некоммерческих партнерств, союзов, ассоциаций негосударственной сферы безопасности, на базе которых возможно создание саморегулируемой организации.

Правовой основой для разработки Концепции являются нормативные акты, перечень которых  указан в приложении 1 к настоящей Концепции.

 

СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ  ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 

На современном этапе развития рыночных отношений в Российской Федерации практически функционирует и находится в активной фазе становления деятельность нескольких тысяч частных охранных предприятий, которую можно с уверенностью характеризовать как важную составную часть индустрии безопасности.

Существующая охранная деятельность и законодательная, нормативная, правовая база, формировавшаяся в начале 90-х годов носят национальный характер, с акцентами усиленного государственного регулирования и повышенного контроля за частной охранной деятельностью, что по ряду положений не соответствует сложившимся мировым тенденциям поддержания и развития частного предпринимательства в рамках ВТО.

 Данные факторы ограничивают условия конкуренции, открытости  и прозрачности деятельности субъектов, свободу выбора производителя охранных услуг потребителями, присутствует диктат  избыточных ведомственных ограничений и засилье контроля со стороны государственных структур, имеющих в т. ч. свой экономический  интерес к участию в регулировании данного рынка.

Вместе с тем охранная деятельность уже давно прошла начальный путь своего становления и успешно взаимодействует  по вопросам обеспечения безопасности  и сохранности государственного, муниципального имущества.  Она  востребована структурами хозяйствования на всех уровнях и гражданами России,  органично входит в экономику страны. Согласно мировой практике это одна из крупных сфер деятельности по количеству занятых (работников). В этой сфере в России трудятся только в качестве охранников, около миллиона человек. Причем, работниками  частных охранных структур являются высокопрофессиональные кадры из числа уволенных в запас военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств. Опыт которых может использоваться  со значительно большей продуктивностью в системе обеспечения безопасности с привлечением таких организаций и профессионалов.

Круг потребителей частных охранных услуг широк: объекты городского хозяйства, офисные, культурные, развлекательные и торговые центры, рынки, крупные базы, склады материальных ценностей, сети различных  коммуникаций, объекты социальной структуры,  образовательные,  медицинские, спортивные  учреждения,  банки, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, структуры ЖКХ, владельцы домов и квартир, территории различных обществ, населенных пунктов и т.д.

За двадцатилетний период охранная деятельность частных охранных предприятий  в России превратилась в технологичную сферу деятельности, включающую разработку и применение современных  технологий и современной организации труда, использования профессионального  оборудования, развитие организационной структуры, способной оперативно реагировать на криминальные, техногенные , социальные и другие чрезвычайные проявления, осуществлять профилактическую деятельность по предотвращению совершения нарушений против имущества предприятий, организаций и граждан, содействовать обеспечению общественного и внутреннего порядка.

Вместе с тем в  России этот вид услуг, по различным причинам,  еще не достиг международного уровня развития и неравномерно представлен по регионам. В большей степени  по объему предоставления охранных услуг занимают  крупные города и экономически развитые регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Сочи, Омск, Московская, Ленинградская и Калининградская области, Республика Татарстан.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что у охранной отрасли перспективное будущее. Она должна  успешно развиваться, так как может эффективно участвовать совместно с государственными структурами безопасности в создании и обеспечении на высоком профессиональном уровне  безопасную среду в государстве,  экономить  большие государственные затраты, обеспечивать рабочие места, инвестировать финансовые средства в развитие индустрии безопасности. В развитых странах Европы, Америки, Китае, Южной коре и др. странах организованная на принципах саморегулирования охранная деятельность занимает достойное место в рыночной экономике.

Вступление России в ВТО является мощным импульсом для развития рынка охранных услуг, как основной составляющей сферы безопасности. Сценарий будущих событий данного рынка во многом зависит не только от позиции государственной власти, ведомственных перемен, но и от перспективности развития саморегулирования, подготовки этим институтом предложений государству по совершенствованию российского законодательства, объединения частных охранных предприятий в крупные саморегулируемые организации, способные проявить себя на рынке услуг, защитить интересы отечественного частного предпринимательства, реформировать их деятельность, в т. ч. с получением экономической выгоды.

Несмотря на развитие охранной деятельности в России, ее эффективность сдерживается в связи с наличием серьезных проблем.  Эти проблемы напрямую связаны с отставанием  нормативной и правовой базы, регламентирующей деятельность частных охранных предприятий и саморегулируемых организаций объединяющих их,  слабым развитием саморегулируемых форм продвижения охранного бизнеса в регионах России, отсутствием своевременного реагирования государственных ведомств-регуляторов на происходящие изменения в мировой и отечественной экономике, нездоровой  конкуренцией и лоббированием ведомственных и менее масштабных интересов.

Использование конкурсной и аукционной формы выбора с существующими подходами выбора исполнителя услуг с  единственным критерием – цена услуги,  приводит к демпингу, снижению цены ниже технологически обоснованной, заранее ориентированной на невозможность обеспечения  качества услуг, массовому разорению мелких и средних частных предприятий, доминированию недобросовестных поставщиков услуг, снижению  заработной платы работников, массовому использованию теневых способов повышения рентабельности предприятий, в т. ч. в охранном бизнесе.

Открытым остается вопрос разработки стандартов и правил деятельности частного охранного сообщества. В настоящее время можно убедиться на практике, как отличается содержание правил и стандартов СРО, особенно в отраслях, где ранее отсутствовало ГОСТовское регулирование, что в полной мере относится и к охранной деятельности.

Отсутствует действенный  механизм гарантированного препятствования проникновению недобросовестных поставщиков охранных услуг на рынок, которые не имеют и не пользуются в своей деятельности какими то стандартами, что создает риски получения ущерба для потребителей услуг, т. к. отсутствует гарантированная система ответственности перед потребителями за некачественное предоставление  услуг.

Традиционные механизмы государственного регулирования ранее выполнявшие важную роль, в настоящее время не могут в полной мере регулировать изменившиеся социально – экономические процессы на рынке охранных услуг и в деятельности его субъектов. Они не способны влиять на качество предоставляемых услуг, выступать гарантом в возмещении причиненного пользователям охранных услуг  или третьей стороне ущерба.

Можно сделать вывод, что отечественный и зарубежный опыт саморегулирования может служить более продуктивной и эффективной альтернативой государственному регулированию.

1.1. Основные цели и задачи:

  • создание условий для развития саморегулирования;
  • расширение доли участия и сферы влияния членов саморегулируемой организации на рынке охранных услуг
  • проведение систематического мониторинга деятельности членов саморегулируемой организации, утверждение системы критериев оценки и ключевых показателей деятельности членов саморегулируемой организации;
  • внедрение новых методов работы в области анализа, планирования, контроля и стимулирования с целью обеспечения динамичного развития рынка охранных услуг, повышения качества услуг, защиты интересов членов саморегулируемой организации;
  • развитие кадрового потенциала членов саморегулируемой организации, повышение квалификации;
  • развитие информационного обеспечения деятельности саморегулируемой организации, в том числе, популяризация системы саморегулирования через средства массовой информации.

Концепция определяет принципы и механизмы развития саморегулируемой организации, их взаимодействия с органами законодательной  и исполнительной власти, местного самоуправления.

1.2. Основные принципы:

  • системность – обеспечение функциональной взаимосвязивсех элементов системы саморегулирования;
  • комплексность– создание благоприятных условий для развития саморегулирования с учетом всего спектра государственной поддержки;
  • прозрачность– обеспечение открытого доступа к информации о деятельности саморегулируемой организации;
  • распределение функций - привлечение объединений, организаций, хозяйствующих субъектов к участию в реализации Концепции;
  • публичность– привлечение средств массовой информации  к освещению реализации Концепции.

1.3. Основные механизмы развития саморегулируемой организации:

  • формирование правового поля для развития саморегулируемой организации посредством внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства, выработка предложений по делегированию саморегулируемой организации части функций государства;
  • отработка системы контроля деятельности саморегулируемой организации;
  • подготовка кадров для обеспечения организационных процессов саморегулируемой организации, включая разработку единых правил и контроль за их исполнением, реализация дисциплинарной ответственности, урегулирование конфликтов между членами СРО, защита предпринимателей в спорах с потребителями;
  • создание условий для консолидации бизнес-сообществ, информационная и организационная поддержка инициатив по созданию саморегулируемой организации;
  • оказание консультационного содействия развитию системы саморегулирования.

1.4. Основные понятия, используемые в Концепции.

 

Саморегулирование– самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

 

Предмет саморегулирования - предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

 

Саморегулируемые организации  (далее СРО) – некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Добровольное членство в СРО – членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.

Обязательное членство в СРО – федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

Органы управления саморегулируемой организации - 1) общее собрание членов саморегулируемой организации; 2) постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации; 3) исполнительный орган саморегулируемой организации.

Специализированные органы СРО - органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер

Стандарты  и правила СРО - требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться особенности разработки и установления стандартов и правил саморегулируемой организации для определенных видов предпринимательской или профессиональной деятельности.

Контроль СРО за деятельностью своих членов – контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации.

Публичный интерес– общественно важные сферы деятельности, непосредственно связанные с возможным риском нанесения ущерба жизни и здоровью, нравственности граждан, состоянию окружающей среды, общественной и государственной безопасности.

Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации

Некоммерческое партнёрство – вид некоммерческой организации.

Организационная структура -совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации.

Филиал - обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства

Представительство - обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

1.5. Сроки реализации Концепции.

Концепция рассчитана на 2013-2014 год, что обусловлено необходимостью комплексного решения данной проблемы наряду с реализацией отраслевой концепции создания охранного законодательства, реализация которой приходится на данный период. Данную Концепцию следует считать краткосрочной исходя из её задач.

1.6. Препятствия на пути развития саморегулирования.

Недостаточное внимание к интересам субъектов малого и среднего предпринимательства, с одной стороны, и уверенность в возможности эффективного самостоятельного существования субъектов малого и среднего предпринимательства вне единой системы - с другой стороны, приводят к возникновению и усилению дезинтегрированных процессов. Утрачиваются экономические, информационные связи. Дезинтегрированные процессы могут привести к значительному замедлению развития саморегулирования как единой системы и важного элемента социально-экономического механизма России и охранной отрасли в частности.

Недостаточно высокий уровень взаимодействия, информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития, стремление самостоятельно решить сложные комплексные проблемы, зачастую вопреки здравому смыслу, значительно снижают динамику развития саморегулирования.

 

II. РОЛЬ И МЕСТО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ  СФЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

(предмет деятельности саморегулируемых  организаций  охранной отрасли).

Определение роли и места саморегулирования  в негосударственной системе безопасности как наиболее эффективной формы деятельности в условиях рыночной экономики по решению  задач с  рациональным использованием  механизмов и опыта  международного регулирования, демократизации процессов, замещения устаревшей практики новыми формами управления и контроля можно определить следующими направлениями деятельности:

1.Разработка стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности в соответствии с логикой российского законодательства, нормами профессионального этикета для субъектов охранной деятельности с определением основных признаков, организационных структур, полномочий, обязанностей, необходимых нормативов, четкого определения ответственности и критериев  их деятельности в данной отрасли;

2. Обеспечение представительства в общественных рабочих органах государственных структур, общественных организациях в целях защиты интересов частных охранных предприятий, их  саморегулируемых добровольных объединений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательными, правовыми и нормативными актами;

3. Подготовка и внесение предложений, участие в обсуждении проектов, затрагивающих область профессиональной и предпринимательской деятельности частных предприятий, саморегулируемых организаций,  в целях ориентированного формирования государственной политики по вопросам безопасности с учетом негосударственной системы безопасности;

4. Участие в разработке и реализации  проектов федеральных, региональных и местных программ, проектов  социально – экономического развития с использованием  всестороннего ресурса саморегулируемых организаций, возможностей профессиональных коллективов и их членов по обеспечению безопасности, поддержания порядка в городах, населенных пунктах, на объектах производства,  организациях, учреждениях;

5. Внедрение системы самоорганизации  для замены государственного регулирования, распространения лучшей практики корпоративного управления, снижения административных барьеров для ведения бизнеса, обеспечения высокого уровня  защиты объектов и имущества  всех видов собственности;

6. Оказание поддержки малому и среднему бизнесу, частным предприятиям негосударственной системы безопасности, профессиональным  сообществам в создании благоприятных условий предпринимательской инициативы,  проведения административных реформ, развития и поддержания партнерских взаимоотношений в рамках гражданского, экономического, частного и  государственного партнерства;

7. Имеет право оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке акты, решения и (или) действия (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в т.ч. в интересах своих членов.

8. Развитие саморегулирования в негосударственной сфере безопасности (на примере  охранной деятельности), как института, обладающего всеми  основными формами экономической системы, объединяющей частные предприятия с использованием правовых инструментов взаимодействия между государством, бизнесом, обществом и  потребителями услуг;

9. Повышение качества оказания услуг, ответственности исполнителей услуг и полного обеспечения гарантий перед потребителями услуг и третьими лицами в случаях причинения им ущерба или вреда их деятельности по вине частных охранных предприятий, их представителей в период исполнения ими договорных обязательств перед заказчиками услуг;

10. Всесторонняя поддержка и стимулирование инновационной активности всех структур и членов саморегулируемой организации по внедрению новейших достижений науки и техники, отечественного и международного опыта в сфере обеспечения безопасности объектов, сохранности имущества вне зависимости от форм собственности;

11. Организация подготовки и выпуска печатной и иной информационной продукции, проведение общественных мероприятий (выставок, конференций, семинаров, совещаний), направленных на стимулирование общества, производителей и пользователей  по увеличению спроса на услуги, распространение передовых достижений, обмен опытом.

 

III. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Саморегулирование является неотъемлемым институтом гражданского общества и подразумевает концентрацию инициативы и полномочий по регулированию и контролю определенной сферы общественных отношений в руках самих граждан. Одним из видов саморегулирования в предпринимательской среде являются саморегулируемые организации.

Поддержка саморегулирования является одной из целей административной реформы, проводимой в Российской Федерации.

Очередная отрасль экономики – охранная деятельность - готовится к переходу на саморегулирование.

Правовая основа для перехода на саморегулирование в целом создана. Ещё в 2007 году был принят соответствующий федеральный закон. Развитие института саморегулируемой организации неоднократно обсуждалось как одно из условий вступления России в ВТО, а также как механизм снижения государственного контроля над экономикой. 

Во многих регионах сложились профессиональные сообщества, которые могут быть объединены в саморегулируемую организацию. 

IV. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Проблемы развития хозяйствующих субъектов в охранной отрасли, решение которых зависит от внедрения саморегулирования заключаются в отсутствии единых стандартов деятельности, требований к профессиональному уровню участников охранной деятельности, в необходимости расширения подготовки специалистов-практиков в области охранной деятельности на базе высшего и среднего специального образования.

Основными причинами, которые препятствуют развитию саморегулирования в сфере частной охранной деятельности, на сегодняшний момент являются:

  • отсутствие императивных нормативных актов со стороны органов государственной власти и управления, непосредственно передающих СРО контролирующие функции над исполнением субъектами отрасли специальных требований законодательства, регулирующих данный вид деятельности;
  • недостаточная информированность предпринимателей о преимуществах и выгодах рыночного взаимодействия друг с другом и с органами власти и управления, осуществляемого с использованием инструментов СРО;
  • разобщенность предпринимателей, отсутствие горизонтальных связей между предприятиями внутри отдельных отраслей и как следствие этого – отсутствие доверительных отношений и авторитетных лидеров, способных возглавить предпринимательские сообщества на базе общих корпоративных интересов.

 

V. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СРО В СФЕРЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Создание благоприятных условий для развития в рамках всей отрасли системы саморегулирования возможно при реализации следующих мероприятий со стороны бизнес-сообщества, законодательной власти, федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления:

  • оказание методической помощи хозяйствующим субъектам по вопросам их вступления в СРО посредством обсуждения в СМИ, проведения семинаров, круглых столов, обеспечения заинтересованных лиц справочно-методической и нормативной литературой;
  • содействие развитию саморегулируемой организации, в том числе за счет удовлетворения потребности членов саморегулируемой организации в консультационных, юридических, информационных услугах;
  • подготовка кадров для организации и управления саморегулируемой организацией на базе высшего и специального среднего образования, повышение квалификации специалистов саморегулируемой организации;
  • включение представителей саморегулируемой организации в состав координационных и совещательных органов, создаваемых при участии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • привлечение саморегулируемой организации к решению вопросов социально-экономического развития;
  • разработка механизма предоставления права получения субсидий из бюджетов всех уровней членам саморегулируемой организации на инновационное развитие;
  • создание при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления общественно-консультативных советов по взаимодействию с саморегулируемой организацией, при региональных ТПП Комитетов по безопасности предпринимательской деятельности;
  • привлечение представителей органов управления саморегулируемой организации для проведения экспертизы нормативных правовых актов в сфере охранной деятельности.

Кроме того, эффективность формирования полномочий системы саморегулирования хозяйствующих субъектов в охранной деятельности, возможна только при условии совместной реализации бизнес - сообществом, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления следующих мероприятий:

  • разработка перечня функций, предполагаемых к передаче от соответствующих органов государственной власти саморегулируемой организации, законодательное закрепление обязательного членства охранных предприятий в СРО;
  • заключение договоров о сотрудничестве между государственными (муниципальными) органами и саморегулируемой организацией в части разграничения функций, сотрудничества и др.

С целью реализации перечисленных направлений необходимо разработать план мероприятий по реализации Концепции, включающий конкретные сроки и ответственных исполнителей.

Координацию данной работы целесообразно возложить на Комитет ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности.

VI. СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ СРО - ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

6.1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ РОССИЙСКОЙ СРО.

 

Несмотря на существование различных взглядов у бизнес - сообщества и представителей государственных структур  на вопрос о подходах к реформированию охранной деятельности, необходима определённая степень активности и консолидации всех структур НСБ, которая позволит за счет совместных усилий наиболее полно использовать уже существующие на сегодняшний день законодательные возможности для повышения роли непосредственных участников рынка на формирование и развитие охранной деятельности, повышения качества услуг;

 

Участникам рынка охранных услуг уже сейчас требуется эффективный инструмент саморегулирования, который будет в достаточной мере влиять на рост качества оказываемых услуг, способствовать развитию таких ценностей, как профессионализм, надежность, доверие и взаимопонимание

Поскольку система саморегулирования может считаться таковой только при условии полного охвата ею всех субъектов деятельности, бизнес-сообществом поставлена задача по созданию общероссийской саморегулируемой организации в сфере частной охранной деятельности. До принятия законодательного акта, предписывающего обязательное членство в СРО, вхождение в  создаваемую российскую СРО будет осуществляться на добровольной основе.  

Создание СРО общероссийского уровня изменит практику управления отраслью, значительно повысит степень влияния бизнеса на принятие управленческих решений.

Приоритетные задачи российской СРО:

           - совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей охранную деятельность -  что позволит повысить ее эффективность, тем самым позволит обеспечить более надежную безопасность, защиту прав и законных интересов юридических и  физических лиц, улучшит систему подготовки кадров охранных предприятий и их правовую грамотность;

         - развитие единого методологического пространства в сфере частной охранной деятельности, разработка и утверждение  отраслевых базовых стандартов и правил ведения охранного бизнеса - что позволит всем членам СРО принимать участие в законотворческой деятельности, повысить их уровень знаний нормативно-правовых актов, их правильного применения для достижения цели в охранном бизнесе;

           - повышение влияния и авторитета охранных организаций – членов саморегулируемой организации на общероссийском уровне, работа над повышением престижности профессии;

           - улучшение качества взаимодействия между членами саморегулируемой организации с заказчиками охранных услуг;

           - защита прав и интересов участников рынка, обеспечение стабильности в работе саморегулируемой организации в условиях установленной «коллективной ответственности» за действия отдельных ее членов;

           - предотвращение недобросовестной конкуренции за счет использования механизмов саморегулирования;

           - осуществление третейских процедур на рынке охранных услуг;

           - обеспечение имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных  услуг через создание системы коллективного страхования, формирование компенсационного фонда

            - повышение профессионального уровня  членов саморегулируемой организации;

            - анализ складывающихся на практике правоотношений между СРО и государством, между СРО и её членами, между СРО и потребителями услуг её членов, между членами СРО,  между СРО и средствами массовой информации;

           - взаимодействие российской СРО и её структурных подразделений с законодательными, исполнительными и судебными органами власти федерального, регионального и местного уровней.

 

Региональная структура российской СРО в сфере частной охранной деятельности может быть создана из  филиалов и представительств в территориальных (федеральных) округах и субъектах Российской Федерации. 

 

6.2. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ СРО. КОМПЕТЕНЦИИ  ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ.

 

Организационно-правовая форма СРО - некоммерческое партнерство, вертикально интегрированная организация с Филиалами и Представительствами в регионах России. Закон предоставляет СРО право представлять интересы своих членов в отношениях с органами власти всех уровней. Расположение руководящих органов СРО в Москве обеспечивает оперативное решение политико - экономических и социально - значимых вопросов. Именно вертикальная схема построения СРО является наиболее эффективной. Кроме того, Центр, по сравнению с регионом, имеет намного больше возможностей реализовать положение ст.6 п.3 ФЗ-315 о правах саморегулируемой организации.

 

6.2.1. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Органами управления СРО являются:

  • Общее собрание членов СРО – высший орган управления, Основной функцией Общего собрания является обеспечение соблюдения СРО уставных целей, для достижения которых оно создано. Общее собрание проводится в форме совместного присутствия членов СРО и (или) их представителей для обсуждения и принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Общего собрания.;

·         Правление СРО – постоянно действующий коллегиальный орган управления, Правление СРО является постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО, формируется из числа представителей юридических лиц - членов СРО, а также независимых членов в количестве, определенном решением Общего собрания.

·         Генеральный директор СРО – единоличный исполнительный орган, Единоличным исполнительным органом управления СРО является Генеральный директор, Генеральный директор СРО является должностным лицом СРО.

 

Органы управления осуществляют управление деятельностью СРО в соответствии со своей компетенцией, определенной Уставом СРО.

 

6.2.2.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНЫ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Экспертный совет.

Экспертный совет является специализированным органом СРО и создается для выработки рекомендаций по совершенствованию деятельности в области предоставления охранных услуг, подготовка экспертной оценки документов кандидатов в члены СРО на предмет их соответствия условиям членства в СРО.

 

Комитет по контролю.

Комитет по контролю осуществляет контроль за соблюдением членами СРО утверждённых стандартов и правил профессиональной деятельности, выполнением договорных обязательств.

 

Дисциплинарный комитет.

Дисциплинарный комитет является специализированным органом СРО и создается для рассмотрения материалов проверок Комитета по контролю  о выявленных нарушениях  членами СРО, применяет меры дисциплинарного воздействия.

 

Третейский суд.

Третейский суд является специализированным органом СРО и создается для разрешения  споров между членами СРО, а также между членами СРО и потребителями услуг.

 

Профильные комитеты и Рабочие группы СРО

Для выполнения возложенных на СРО функций Правлением СРО могут создаваться профильные комитеты, которые действуют на основании положений, утверждаемых Правлением СРО. Рабочие группы СРО могут создаваться по решению Правления СРО или Генерального директора СРО для выполнения конкретных задач.

 

6.2.3.КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Ревизионная комиссия СРО

Ревизионная комиссия СРО ежегодно осуществляет ревизию финансово-хозяйственной деятельности СРО и представляет отчет Общему собранию.

 

6.4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СРО

 

Филиалы СРО.

Филиалы руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации, Уставом СРО, Положением о филиале СРО, иными внутренними документами СРО.

 

Представительства СРО.

Представительства руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации, Уставом СРО, Положением о региональном представительстве СРО, иными внутренними документами СРО (Региональное представительство – РП).

 

Филиалы СРО и Представительства СРО создаются в федеральных округах и субъектах Российской Федерации (Приложение №2).

 

VII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СРО С ТПП РФ.

С учетом того, что система ТПП РФ удачно, по сравнению с другими общественными объединениями, вписывается в государственную территориальную систему правления социально-экономической жизни страны и регионов, не привязана к конкретным политическим партиям и выражает интересы, прежде всего, малого и среднего предпринимательства, позволяет рассматривать систему ТПП РФ, как главного союзника в защите и поддержке законных прав и интересов частных охранных организаций.

Поэтому объединение ЧОО должно проходить при непосредственном участии ТПП РФ, которая имеет все необходимые возможности для становления и развития системы СРО в частной охранной деятельности. Для этого ТПП имеет огромный, в том числе, признанный авторитет государственной власти и международного сообщества, как реальный центр поддержки бизнеса. Стройная система регионального построения – в каждом субъекте РФ, согласно Закона, имеет только одна палата. Практически все проблемы бизнеса, как регионального, так и федерального уровня решаются с участием или на площадках ТПП. И самое главное – ТПП объединяющая десятки тысяч предпринимателей, по сути, является центром сосредоточения потенциальных Заказчиков частных охранных услуг.

Построение отношений СРО с системой ТПП РФ должно основываться на принципах:

- взаимного уважения и всевозможной поддержки интересов обеих сторон;

- вхождения СРО  в членство ТПП и создание при центральной и региональных палатах постоянно действующего органа;

Схема построения сотрудничества предполагает:

- заключение соглашения о сотрудничестве;

- выработка совместных программных документов по развитию данной отрасли и настойчивой реализации принятых решений.

 

VIII.   ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СРО С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.

Направления деятельности по совершенствованию взаимодействия с государственными структурами

При переходе к рыночным отношениям лицензирование огромного количества видов предпринимательской и профессиональной деятельности потребовало не только переосмысления, но и введения многочисленных законов, указов, постановлений, приказов, кодексов, положений, инструкций и пр.

Основными недостатками такой формы регулирования явились избыточность не освоенных полномочий, перегруженность органов власти, значительные издержки надзора, контроля, своевременного реагирования на массовые нарушения, отсутствие механизмов обратной связи между субъектами предпринимательской деятельности, рынков и органами власти, вследствие чего государственная система стала малоэффективной, создавшей предпосылки для злоупотреблений и различных нарушений, не отвечающей как внутренним, так и международным понятиям ведения взаимоотношений бизнеса и государства.

Институт саморегулирования, наделенный законодательными функциями с делегированием ему государством определенных полномочий способен:

  • избавить органы исполнительной власти от значительной части функций  лицензионно-разрешительной деятельности, надзора и контроля за деятельностью частного предпринимательства, с оставлением за собой наиболее важных функций, влияющих на национальную безопасность, политическую и экономическую стабильность и независимость страны;
  • саморегулирование имеет большие возможности по  добровольной мобилизации ресурсов, корректировке целей, задач, ценностей охранного рынка, формирования коллективного сознания, способных в короткий промежуток времени преобразовать экономику, повысить качество продукции, работ и услуг, завоевать авторитет у общества и доверие к частному предпринимательству;
  • разработать и принять к реализации стандарты и правила деятельности, отвечающие потребностям государства, предпринимателей, потребителей и своевременно реагировать на их изменение с меняющимися потребностями спроса, экономических и других обстоятельств всех субъектов отрасли, рынка и общества;
  • организовать контроль соответствия установленным требованиям, правилам и стандартам ведения предпринимательской деятельности за сегментами экономики и видами данной деятельности, сыграть роль экономического фильтра работающего, как в интересах рынка (повышения требований к производителю, к качеству работ и услуг, противодействию демпингу цен, снятию внутренних конфликтов интересов участников рынка услуг, уход от теневых сделок и неоправданной зависимости недобросовестных заказчиков и исполнителей услуг, коррупционных проявлений при определении победителей конкурсов, аукционов и надзорных, проверочных мероприятий и пр.), а так же производителей и  потребителей услуг;
  • обеспечить дополнительную имущественную ответственность участников рынка перед потребителями работ, услуг, иными юридическими и физическими лицами, в т. ч. с использованием возможностей третейских внутренних судов саморегулируемых организаций;
  • повысить качество управления большими группами  частных предприятий, профессионалов на базе саморегулирования в интересах мобилизации людских, материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов участников рынка, оперативность реагирования на необходимость введения предлагаемых профессиональным, предпринимательским сообществом и государством инициатив, увеличить рабочие места для гражданам страны с их активным участием в содействии её безопасности;

Предоставление правоспособности в рамках саморегулирования в сфере обеспечения (содействия) безопасности с использованием всех возможностей частных охранных предприятий, в основе своей должно рассматриваться не  как изменение недостаточно эффективного государственного регулирования, а как совершенствование формы экономического преобразования за счет финансовых средств и добровольного принятия на себя социальной, правовой нагрузки и ответственности СРО перед всеми субъектами данного вида деятельности.

Взаимоотношения саморегулирования в охранной отрасли с объединениями предпринимателей.

Саморегулирование в охранной отрасли  – новая форма организации участников охранного рынка, оно реализует право частных предпринимателей, как и всех граждан на объединения, свободу выбора таких объединений и является важным элементом и основой дальнейшего развития гражданского общества.

 

Саморегулируемые организации охранной деятельности законодательно наделены государством специальными полномочиями, которые делают их органами публичного управления с присущими функциями публичного управления, такими как меры дисциплинарного воздействия, проведение плановых, внеплановых проверок, реализация  в практике деятельности государственно-властных полномочий.

 

Развитие саморегулирования в охранной деятельности можно квалифицировать, как одно из  основных направлений по повышению эффективности государственно – частного взаимодействия по управлению деятельностью всех субъектов на рынке услуг  и как элемент противодействия коррупции.

 

Совершенствуя деятельность  саморегулируемых организаций в охранной отрасли, обеспечивая их становление как публично-правовых объединений, осуществляя контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в отрасли, имеющей прямое отношение к вопросам безопасности, важно оценить добровольное объединение их членов в интересах обеспечения стабильности, цивилизованности всех отношений бизнеса с государством и гражданским обществом.

 

Приложение №1 к Концепции

 

Перечень законодательных актов, регулирующих правовые основы создания саморегулируемой организации

- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

- Гражданский кодекс от 21.10.1994 г.

- Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» №102-ФЗ 24.07.2002г.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- Федеральный закон от 1.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

-ФЗ о т 12.07.2006 г.№ 184 « О техническом регулировании »;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемой организации";

- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

 

 

 

Приложение №2 к Концепции

Центральный федеральный округ

Центр федерального округа — г. Москва

Южный федеральный округ

Центр федерального округа — г. Ростов-на-Дону

Северо-Западный федеральный округ

Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург

Дальневосточный федеральный округ

Центр федерального округа — г. Хабаровск

Сибирский федеральный округ

Центр федерального округа — г. Новосибирск

Уральский федеральный округ

Центр федерального округа — г. Екатеринбург

 

Приволжский федеральный округ

Центр федерального округа — г. Нижний Новгород

Северо-Кавказский федеральный округ

Центр федерального округа — г. Пятигорск